Жесть
Год создания: 2006
Страна: Россия
Продолжительность: 90
Жанр: психологический триллер
режиссер: Денис Нейманд
в ролях: Михаил Ефремов, Игорь Лифанов, Алена Бабенко
На экраны страны выходит настоящий отечественный фильм ужасов – 'Жесть'. В качестве слогана к картине ее авторы выбрали фразу из песни группы 'Кровосток': 'Ада нет, кроме того, что рядом'. И сумели экранизировать эту строчку в лучших традициях заморских мастеров жанра.
Известная журналистка Марина (Бабенко), решила оставить профессию, после того как прямо на ее глазах погиб человек, о котором она писала репортаж. Но напоследок девушка все же берется еще за одно 'дело' - написать материал о серийном убийце. Редакционное задание, не предвещавшее особых проблем, принимает неожиданный оборот, вовлекая Марину в череду смертельно опасных происшествий. Журналистское расследование заводит девушку в зловещий Муравейник – заброшенный дачный поселок, кишащий маньяками и психами всех мастей...
Видимо, заканчивается то золотое время, когда еще можно употреблять восторженный эпитет 'первый' по отношению к очередной жанровой отечественной постановке. Наши режиссеры постепенно заполняют нишу коммерческого кинематографа, осваивая направления доселе представленные в российском прокате лишь заграничной продукцией. Городскую фэнтези ('Ночной' и 'Дневной' дозоры) мы уже получили, с молодежным триллером ('Последний уикенд') справились, на очереди - фильм ужасов.
Хотя однозначно отнести 'Жесть' к разряду хорроров нельзя – это вам не 'Техасская резня бензопилой' или кровавая вакханалия 'Хостела'. И все же название обязывает. Здесь есть всего понемножку: вязкая, тревожная атмосфера классического ужастика, зубодробительность сюжета, приличествующая первоклассному триллеру, больная психология антагонистов, делающая реверансы всем киномясникам на свете. Наверное, поэтому авторы ленты и придерживаются версии с новоизобретенным термином 'психовик', характеризующим 'Жесть' как нельзя более точно.
Дебютант Денис Нейманд, пришедший в игровое кино из документалистики, вдыхает жизнь в кадр так, как не дано режиссерам иного профиля. Каждая мизансцена, каждый предмет реквизита и прочие детали строго подчинены одной-единственной цели – втянуть зрителя в липкий кошмар, обрушившийся на главную героиню, превратить его из стороннего наблюдателя в активного соучастника процесса. В дьявольском Муравейнике – странном дачном поселке без названия и географических ориентиров каждый садовод-любитель узнает собственное приусадебное хозяйство, показанное словно сквозь призму кэрролловского Зазеркалья. Детали заурядного ландшафта укрупняются и обретают иную суть, когда узнаешь их прежнюю историю. Другими глазами начинаешь смотреть на ржавые остовы автомобилей, гниющие в поле, или на спившегося соседа, годами не снимающего грязную майку-алкашку.
Одна из бесспорных удач картины – выбор Алены Бабенко на главную роль. Получившая всеобщую любовь и признание после драмы Павла Чухрая 'Водитель для Веры', она, казалось, была обречена на однотипные роли несчастных, обиженных судьбой девушек. Но вместо того чтобы замкнуться на мелодраматическом амплуа, Бабенко органично вписалась в выжженный желто-коричневый мир триллера, претендуя на то место, которое в американском кинематографе занимают Эшли Джадд и Шарлиз Терон. А поскольку на яркие женские экшн-типажи в отечественном кинопроизводстве наблюдается острый дефицит, Алена имеет все шансы снять сливки успеха и породить новый образ русской героини.
Вообще 'Жесть' не испытывает проблем со звездными именами. Продюсер Юсуп Бахшиев имеет под рукой надежный костяк проверенных товарищей, прошедших с ним 'Апрель', 'В движении' и обоих 'Антикиллеров'. Надо отметить, что за годы плодотворного сотрудничества все они настолько прикипели друг к другу, что стали практически 'Родригесом и его командой' – в столь неожиданных ракурсах они появляются на экране. Бахшиев, Ефремов, Шакуров, Куценко, Разбегаев фактически разыгрывают в 'Жести' собственный 'Город грехов', не прячась за гримом, но с видимым смакованием примеряя на себя образы всевозможных фриков и отморозков. По большому счету, на своем месте оказывается лишь всегда 'чуточку с Марса' Рената Литвинова, отметившаяся в одном ярком эпизоде картины. Обидно, что Денис Нейманд не задействовал в фильме близкого друга Бахшиева Кристофера Ли, чья отрицательная харизма пришлась бы здесь ко двору.
Делать далеко идущие прогнозы – занятие неблагодарное, но хочется верить, что 'Жесть' ждет большое будущее. Несмотря на первичность появления на наших экранах триллера подобного рода, совершенно очевидно, что картина обладает отличным потенциалом для развития полноценной франшизы. С уходом 'Дозора' под крыло американских студий лента Нейманда оказалась в привилегированном положении: при условии достойных сборов это единственная отечественная постановка с логично напрашивающимся продолжением. Идей для сиквела может быть масса: от параллельных историй в Муравейнике до нового приключения Марины. Но суждено ли им появиться на свет, зависит от зрителя: в конце концов коммерческое кино - это бизнес, и здесь многое решает касса. Совершенно точно одно: на наших глазах пишется новая история отечественного кинематографа, и 'Жесть' в ней занимает далеко не последнее место.